Влияние социальных сетей на подростков в современном мире трудно переоценить. Иногда складывается ощущение, что новое поколение молодежи давно уже живет в виртуальном мире и возвращается в реальность только в случае крайней необходимости, причем делает это очень неохотно.
Их родители, многие из которых большую часть своего детства провели на улице, бегая по чердакам, лазая по стройкам, купаясь в подозрительных водоемах и играя с друзьями в шумные и подвижные игры, часто смотрят на это с некоторым удивление и значительной долей беспокойства. Неужели экран смартфона способен заменить все радости реального мира и настоящих друзей? Не опасно ли такое нездоровое увлечение социальными сетями для их любимого чада?
К сожалению, беспокойство родителей в данной ситуации вполне оправданно. И опасное влияние социальных сетей на подростков признают даже их создатели.
«Только Богу известно, что это делает с умами наших детей»
Именно так в одном из интервью отозвался о Фейсбуке один из его основателей, спонсоров и разработчиков Шон Паркер.
По словам Паркера, сайт социальной сети, по сути, использует уязвимость в психологии человека, который оказывается втянут в бесконечный процесс оценки своих действий другими участниками сети посредством лайков и комментариев.
Для этого нездорового состояния даже был придуман специальный термин – «лайкозависимость». Потребность в лайках заставляет людей публиковать все новые и новые посты. Данный процесс постепенно становится все более интенсивным, иногда переходя грани разумного. Вспомните периодически появляющиеся в новостях рассказы о выложенных в социальных сетях фото и видео избиения одних школьников другими, изнасилований ими сверстниц, убийств животных и других зверств. Страшно представить, что это делают сами дети, не думая о последствиях, ради десятка лайков и пары комментариев.
«Это именно тот подход, с которым я бы подошел к данной задаче как хакер, потому что в данном случае вы используете уязвимости в психологии человека», — говорит по данному поводу Шон Паркер, — «Изобретатели, разработчики – то есть я, Марк (Цукерберг), а также Кевин Систром при работе над Инстаграмом – полностью осознавали это. И мы все равно это сделали».
В целом интервью оставляет ощущение, что в конечном счете Шон Паркер раскаялся в содеянном. Тем не менее, учитывая, что на Фейсбуке Шон заработал несколько миллиардов долларов, глубина испытываемых им угрызений совести остается под большим вопросом.
«Социальные сети и депрессия: есть ли связь?»
В результате исследования влияния социальных сетей на тринадцатилетних подростков[1] была выявлена интересная закономерность.
Подростки, которые проверяли свои странички в социальных сетях от 50 до 100 раз за день чувствовали себя в среднем на 37% более беспокойными и подавленными, чем их сверстники, которые проверяли свои странички только несколько в сутки.
В свою очередь у подростков, которые посещали свои странички более 100 раз в день чувство беспокойства и подавленности оказалось выше, чем у сверстников в среднем на 47%.
Другое исследование[2] показало, что получение «лайков» в социальных сетях активирует в мозгу подростков те же механизмы, что и потребление шоколада или денежный выигрыш.
Как поясняет представитель Академии Ньюпорта Кристин Уилсон[3], мозг реагирует на социальные сети аналогично тому, как он реагирует на контакты в реальной жизни. В том числе происходит выработка допамина – нейромедиатора, который стимулирует появление чувства удовольствия и является важной частью «системы вознаграждения» мозга. Когда тинейджер публикует что-то онлайн, получая лайки и позитивные комментарии от своих сверстников, в его организм поступает доза допамина. Получаемое в результате этого удовольствие закрепляет соответствующее поведение и формирует у подростка потребность публиковать еще больше постов онлайн с целью повторения данного эффекта.
При этом исследование, опубликованное в журнале «Cyberpsychology, Behavior and Social Networking»[4], показывает, что внезапное прекращение общения в социальных сетях вызывает у некоторых пользователей признаки и симптомы, которые могут наблюдаться в аналогичной ситуации у лиц, страдающих наркотической, алкогольной или никотиновой зависимостью.
Как определить, не слишком ли много внимания ваш ребенок уделяет социальным сетям? Повод насторожиться имеется в следующих случаях.
- Когда время, проводимое подростком в социальных сетях, постоянно увеличивается.
- Все его мысли зациклены на происходящем онлайн, даже когда он не находится в сети.
- При попытках установить лимиты на время, проводимое в сети, вы натыкаетесь на активное сопротивление со стороны подростка.
- Он лжет по поводу количества времени, которое проводит онлайн.
- После общения в социальных сетях у вашего ребенка наблюдаются признаки беспокойства и/или депрессии.
Что же делать родителям?
Радикальный подход в виде тотального запрета вряд сработает. Интернет и социальные сети слишком глубоко проникли в нашу жизнь. К тому же, следует признать, что наряду с отрицательными моментами, они имеют и ряд положительных. В частности, наряду с мусором в них можно почерпнуть огромное количество полезной информации и найти немало хороших социальных контактов.
В какой-то мере давать ребенку возможность пользоваться соцсетями – это как отпускать его погулять на улицу. Да, на улице немало опасностей: от автомобилей и хулиганов до маньяков и педофилов. Вместе с тем, запереть ребенка дома и никуда не выпускать вряд ли можно назвать разумным решением, поскольку он окажется совершенно неподготовлен к самостоятельной взрослой жизни. Приходится идти на определенный риск.
Тем не менее это не означает, что ему нужно предоставить полную свободу и возможность гулять где угодно, когда угодно и с кем угодно. Со стороны родителей обязательно должен оставаться контроль.
Как показали результаты упомянутого выше исследования[1], родители, которые контролировали поведение своих детей в социальных сетях, оказывали глубокий положительных эффект на их психологическое состояние и практически полностью устраняли негативное воздействие на подростка со стороны соцсетей.
В связи с этим Кристин Уилсон дает следующие советы родителям относительно тех шагов, которые они могут предпринять[3].
- Говорите открыто с вашим ребенком о социальных сетях, а также чувствах и переживаниях, возникающих у него в связи с их использованием.
- Определите в вашей квартире (доме) места, где пользоваться ноутбуком (смартфоном) запрещено (например, кухня, спальня и т.д). При этом соблюдать данное правило должны все члены семьи, включая родителей.
- Будьте образцом для вашего ребенка. Покажите подростку на собственном примере, как это важно и здорово регулярно отключаться от Интернета и заниматься какой-то полезной, активной и увлекательной деятельностью оффлайн.
- Следите за аккаунтом подростка в социальных сетях. Для детей младшего возраста целесообразно установить специальную программу, которая ограничит их активность в Интернете исключительно безопасными и проверенными сайтами. С тинейджерами можно обсудить конкретные правила поведения в социальных сетях, в том числе, какую информацию допустимо размещать в Интернете, а какую нет.
- Уделите время изучению социальных сетей. Вы должны обладать необходимыми знаниями о происходящем в этой сфере, чтобы иметь возможность разговаривать с ребенком на одном языке и, при необходимости, предостеречь его от потенциальных опасностей.
Конечно, у вас не будет возможности полностью контролировать поведение подростка в Интернете. Однако своей поддержкой вы можете защитить его от негативных аспектов социальных сетей, укрепить самооценку и не дать сформироваться нездоровой потребности вести бесконечную охоту за «лайками» онлайн.
Источники
- Marion K. Underwood, Robert Fans. «#Being Thirteen: Social Media and the Hidden World of Young Adolescents’ Peer Culture»
- Lauren E. Sherman, Ashley A. Payton, Leanna M. Hernandez, Patricia M. Greenfield and Mirella Dapretto «The Power of the Like in Adolescence: Effects of Peer Influence on Neural and Behavioral Responses to Social Media»
- Looking for ‘Likes’: Teens and Social Media Addiction, March 27, 2017
- Igor Pantic, «Online Social Networking and Mental Health»